Сейчас мало кого удивишь модернистским домом, но для конца 1920 годов вилла Е-1027 на Лазурном берегу Франции стала событием. Она покорила многих знатоков архитектуры своего времени. Зданием восхищались знаменитые архитекторы, один из которых впоследствии построил маленький домик-мастерскую в десяти метрах от виллы.
Авторство виллы из бетона и стали принадлежит хрупкой женщине. Ирландская аристократка, по материнской линии 20-я баронесса из старинного рода Грей, Эйлин прожила долгую жизнь, почти 100 лет (1878–1976).
Более семидесяти лет Эйлин Грей была владелицей просторной студии-мастерской в одном из особняков в центре Парижа на Рю де Бонапарте (на фото выше).
Здесь началась настоящая история Эйлин Грей. Её первые шаги в искусстве — изделия в стиле ар деко, вдохновленные японскими лаками. Красный столик с греческими колесницами (на фото) она создала в 1915 году для новой студии известного модельера и мецената Жака Дусе на Рю де Сент-Джеймс.
Но не лаковая мебель стала визитной карточкой Эйлин Грей. Она известна своими проектами для интерьеров эпохи модернизма. Самую большую известность принес баронессе первый архитектурный проект — вилла Е-1027. Предметы, созданные для нее, были представлены на ретроспективной выставке Эйлин в 2012 году в Центре Помпиду в Париже.
В наши дни такой архитектурой уже не удивить. Сейчас на всем Средиземноморском побережье (и не только на нем) много модернистских вилл, построенных с помощью бетона и стали. Но в 1929 году, когда завершилась стройка (началась она в 1926-м), вилла Е-1027 была единственным частным строением на этом берегу.
Основная часть первого этажа — открытая терраса с видом на море. В центре — большой стол с лаконичными скамьями по бокам. На стене — граффити Ле Корюзье.
Вся вилла была построена из стали и бетона за два года маленькой местной бригадой из трех человек. Руководила работами сама Эйлин Грей.
Дом находится в гармонии с окружающим ландшафтом. У каждой комнаты есть отдельный балкон, соединяющий внутреннее пространство с внешним.
В названии E-1027 зашифрованы отношения, связывающие Эйлин Грей и архитектурного критика румына Жана Бадовичи: Е — это Эйлин, 10 — это J (Жан), десятая буква алфавита, 2 — это В (Бадовичи), а 7 — G (Грей).
Когда собираются вместе длинные вертикальные створки огромного дверного проема, гостиная увеличивается за счет объединения с длинной лоджией. И моря становится больше…
Входная дверь сделана в виде открытых металлических панелей, а входной вестибюль украшает яркая роспись. Справа начинается сложно выстроенная коридорная система, через которую не сразу просматривается планировка верхнего этажа.
Но личное пространство переставало быть им, когда в него вторгались без приглашения другие люди. На фото 1930-х годов в гостиной лежит Ле Корбюзье.
ПО ТЕМЕ…
О конфликте Ле Корбюзье и Эйлин Грей подробнее можно прочитать в статье «Архитектура: Битва титанов — Эйлин Грей и Ле Корбюзье “без купюр”»
А Эйлин Грей больше никогда не вернулась в этот дом. Мечта осталась мечтой. Она построила еще несколько вилл, создала множество проектов и прожила долгую жизнь.