АКРА ожидает в 2018 году роста авиаперевозок в РФ на 5,5% | Строительство и ремонт
Главная » Ипотека » АКРА ожидает в 2018 году роста авиаперевозок в РФ на 5,5%

АКРА ожидает в 2018 году роста авиаперевозок в РФ на 5,5%

20.03.2018 г. Федеральные новости

АКРА ожидает в 2018 году роста авиаперевозок в РФ на 5,5%Аналитическое кредитно-рейтинговое агентство (АКРА) ожидает в 2018 году роста авиаперевозок в РФ на 5,5%. Почти наполовину (+2,4%) — за счет благоприятного макроэкономического фона. Об этом говорится в прогнозе агентства, передает tass.ru.

Кроме того, позитивно на объеме перевозок могут отразиться ожидаемое восстановление регулярного авиасообщения с Египтом и проведение в России чемпионата мира по футболу. Два последних фактора в совокупности могут обеспечить дополнительный прирост рынка на 3,1%, указали в агентстве.

АКРА предполагает, что объем пассажирских авиаперевозок может обновить рекорд и достичь 131 млн человек. «Способствовать этому будут позитивная экономическая конъюнктура, проведение чемпионата мира по футболу и ожидаемое возобновление регулярного воздушного сообщения с Египтом», — говорится в прогнозе.

По данным Росавиации, по итогам 2017 года российские авиакомпании перевезли рекордные 105 млн пассажиров, что на 18,6% больше показателя за 2016 года.

Оценка макроэкономики

Агентство отмечает, что динамика доходов населения и изменение курса рубля — ключевые факторы, влияющие на рынок авиаперевозок. В период с 2018 по 2022 год АКРА прогнозирует ежегодное увеличение реальных располагаемых доходов и рост реальных зарплат на уровне 1-1,5% и 1,5-3% соответственно. Но так как в 2017 году реальные располагаемые доходы не повышались, значительный эффект на рынок оказали существенные темпы роста объемов кредитования населения банками.

Согласно прогнозу АКРА, с 2018 по 2021 год данный сегмент банковского рынка продолжит развиваться высокими темпами, прибавляя в среднем 11% в год. Основной вклад внесут ипотека и потребительское кредитование (последнее может способствовать увеличению расходов населения на туристические поездки).

Укрепление рубля

АКРА указывает, что в 2017 году поддержку пассажиропотоку оказало не только восстановление авиасообщения с Турцией. С конца 2016 года началось укрепление курса рубля: среднегодовой курс доллара к рублю снизился с 67 рублей за доллар в 2016 году до 58 рублей за доллар по итогам 2017 года. Объем перевозок на международных направлениях особенно чувствителен к курсу рубля (туристы в таких поездках расплачиваются валютой).

Кроме того, валютная составляющая в операционных расходах авиакомпаний в этом сегменте выше, поскольку расходы на аэропортовое обслуживание также номинированы в валюте.

Ослабление рубля приводит к перераспределению пассажиропотока с международных направлений на внутренние, что частично сглаживает для авиакомпаний негативный эффект от ослабления рубля.

«С 2018 года по 2022 год мы допускаем постепенное ослабление рубля и прогнозируем колебание среднегодового курса доллара в пределах 58-63 рубля за доллар», — полагают в агентстве.

Рынок труда

Вместе с тем АКРА указывает, что важным фактором, влияющим на внутрироссийские пассажирские перевозки, по-прежнему останется динамика рынка труда. «Мы ожидаем сохранение текущего уровня безработицы и допускаем его колебание в пределах 5,2-5,5%. Однако прогнозируемое нами на горизонте 2018-2022 годов снижение численности экономически активного населения (в диапазоне от -0,5 до -0,7% ежегодно) может оказать на объем перевозок определенный сдерживающий эффект. Его последствия будут особенно ощутимы для сферы пригородного сообщения», — говорится в прогнозе.

Сохранить позитивные темпы прироста в этом сегменте поможет благоприятная макроэкономическая конъюнктура, уверены в агентстве.

Рентабельность авиакомпаний

Существенному росту российского авиарынка в 2017 году способствовало снижение стоимости перевозок. По предварительным оценкам АКРА, снижение среднего по отрасли показателя RASK (revenue per available seat kilometer) составило 6-9%.

В агентстве полагают, что в последующие годы динамика стоимости авиаперевозок останется на уровне, сопоставимом с железнодорожными перевозками, поэтому предпосылок для дальнейшего значительного перетока пассажиров наблюдаться не будет. Вновь активизировать процесс сможет обнуление НДС в сегменте внутрироссийских авиаперевозок с текущих 10%, но АКРА оценивает вероятность такого сценария как невысокую.

Динамику стоимости перевозок, по оценке агентства, продолжит определять не только баланс между воздушным и железнодорожным транспортом, но и общие тенденции развития рынка авиаперевозок — заметный рост цен на керосин, который начался в 2017 году; изменения в регулировании аэропортовой инфраструктуры, которые могут привести к дополнительному росту операционных расходов.

Кроме того, между авиакомпаниями обострена ценовая конкуренция, поэтому полностью переложить рост расходов на пассажиров им не удастся.

«Мы ожидаем, что в результате рентабельность по сегменту снизится. Согласно нашим предварительным оценкам, рентабельность по EBITDA российских авиакомпаний по итогам 2017 году может оказаться на 5-7 п.п. ниже уровня прошлого года и составит 5-8%. Снижение негативно отразится на уровне долговой нагрузки в целом по отрасли, что ухудшит кредитоспособность российских авиаперевозчиков», — добавили в АКРА.

При этом, по оценкам агентства, макроэкономические предпосылки и динамика стоимости перевозок приведут в 2018 году к приросту общего пассажиропотока авиакомпаний на 2,4% (в частности, на международных воздушных линиях — на 3%, на внутренних воздушных линиях — 1,5%). При этом в сегменте железнодорожных перевозок в поездах дальнего следования пассажиропоток значительно не изменится.