О проекте
Место: Мадрид, Испания
Размер: 142 кв.м
Кто здесь живёт: архитектор Тереза Сапей (Teresa Sapey)
Фото: Хавьер Браво (Javier Bravo)
Тереза называет себя бродягой: за 25 лет жизни в Мадриде она переезжала пять раз и, может быть, переедет в шестой. Впрочем, эта квартира находится в отличном месте: ее окна выходят на парк «Ретиро» — зелёную зону в сердце Мадрида. «Для меня этот дом — как гнездо на верхушке лучшего дерева в Мадриде. Я живу с видом на море — море зелени в парке. Листва на деревьях колышется, как волны. Чаще всего они зелёного цвета, но потом становятся оранжевыми, тёмно-красными, коричневыми… Они меняются в зависимости от времени года и суток — просто волшебная шкатулка впечатлений», — рассказывает хозяйка.
Интерьер квартиры эклектичный. Пространство наполняют стулья Panton, ваза Fornasetti и множество арт-объектов, некоторые из которых сделаны руками Терезы. Автор снимка строящегося здания (на фото выше) — известный фотограф Аитор Ортиз. А вот панно в неоновых лучах, которое гласит «Это больше чем дом, это целый мир» — работа самой хозяйки. «Нельзя сказать, что эта квартира оформлена в стиле архитектора, дизайнера или декоратора. Она оформлена в стиле Терезы Сапей — человека. И я вся в этой фразе, потому что это не мой дом, это мой мир» — признаётся она.
Некоторые вещи достались хозяйке в наследство: ковры, столики, картины. В доме есть и предметы, от которых по каким-то причинам отказались заказчики, и архитектор решила оставить их себе. Всё остальное она покупала в течение многих лет. «Я не то чтобы создала дизайн этого пространства, скорее, собрала его из множества вещей, которые мне нравились».
По словам Терезы, раньше в квартире жил вдовец, владелец большой коллекции произведений искусства — интерьер был очень мужским и буржуазным — с серыми стенами, лепниной и коврами. «Я решила добавить женственные, сексуальные нотки. Первым делом озаботилась отделкой а-ля белая коробка: это же видовая квартира, и всё внимание должно быть направлено наружу, а не внутрь. Затем избавилась от всего, что связывало этот интерьер с прошлыми владельцами, и наполнила своим собственным настроением».
«Я жила в Турине до 25 лет, потом во Франции и, наконец, в Испании, где в общей сложности нахожусь уже 27 лет. Я чувствую себя средиземноморским человеком — испанкой и итальянкой. А еще немного француженкой, потому что моя семья — с французской Ривьеры, и часть моего обучения проходила в Париже. В культурном плане я, как рыба, которую вытащили из моря. Но честно говоря, меня это не очень беспокоит.
Мой творческий процесс на том и строится: проекты по-французски рафинированные, выполненные с вниманием к малейшим, даже не видимым глазу деталям — как это сделали бы итальянцы, а вот внутренняя сила моих работ — совершенно испанская. Бесстрашно экспериментировать с объектами, которые проживут дольше, чем ты — то, чему я научилась именно в Испании».
В комнате есть небольшой письменный стол, который мы видим справа на фото, но Тереза признаётся, что пользуется им нечасто: «Культура дома изменилась: больше нет нужды в отдельном кабинете или библиотеке. Вы можете работать с планшетом из любой точки квартиры. Я, например, часто работаю, лёжа на диване — письменный стол мне больше ни к чему».
На этом фото рядом с балконом стоят вазы серии Chemistubes, которые Тереза создала для Vondom — хозяйка не боится экспериментировать с крупными объектами. Картина на заднем плане, вдохновлённая символикой школы Баухаус — тоже работа Терезы.
«Я архитектор, но чувствую себя художником. Творчество и созидание — мои хлеб с маслом: придумать, решить, создать, улучшить и, в конце концов, получить удовольствие. Хотя на самом деле я получаю намного больше: я исследую. Этого можно достичь через предметы, пространство, проекты или саму жизнь», — говорит она.
«Меня вдохновляют многие современные художники: Даниэль Бюрен (Daniel Buren), Сол Левитт (Sol LeWitt), Аниш Капур (Anish Kapoor), Маурицио Каттелан (Maurizio Cattelan), Алигьеро Боэтти (Alighiero Boetti), Дэмиен Хёрст (Damien Hirst), Джефф Кунс (Jeff Koons) — вот мои “иконы”, но я не уверена, что это так уж заметно в интерьере. Главное — они у меня в голове, так что, возможно, их работы отражаются в том, что я создаю, через мою собственную интерпретацию», — отмечает хозяйка.
Коридор упирается в уголок для чтения и заканчивается спальней. Это очень светлое пространство с креслом Egg, созданным дизайнером Арне Якобсеном, и огромным ярко-оранжевым светильником, который появился в результате сотрудничества с Masters of Linen. На заднем плане — книги, посвященные искусству и дизайну.
Впрочем, своим дизайном Тереза любит делиться: «В основном меня знают благодаря подземной стоянке в мадридском отеле Puerta de America. Я думаю, это был поворотный момент и для меня, и для мира дизайна, ведь отель проектировали ведущие мировые архитекторы. Есть у меня и другие дома, но они известны меньше. К тому же многие вещи я просто не могу показывать по конфиденциальным соображениям: из-за того, что владельцы этого не хотят. У меня есть и маленькие проекты, которые многие видели, но мало кто знает, что они мои. Например, рождественские инсталляции на улице бутиков Серрано. Это известно небольшому числу людей, что меня, конечно, расстраивает», — отмечает Тереза.
ПО ТЕМЕ…